Малка
|
| Лунная Фея
|
Сообщение: 881
Настроение: Бесконечно лунное
Зарегистрирован: 24.09.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
13
|
|
Отправлено: 09.10.10 23:56. Заголовок: Исторические романы ..
Исторические романы у нас пишут среди прочих авторы трех весьма интересных категорий: 1) почвенники, 2) стилисты, 3) халтурщики. Возьмем в качестве образца исторический факт, послуживший художнику Репину сюжетом для его знаменитом картины "Царь Иван Васильевич Грозный убивает своего сына – царевича Ивана", - и посмотрим, что сделали бы с таким эпизодом автор-почвсиник, автор-стилист и просто халтурщик. Авторы-почвенники (они же – кондовые, подплечные, избяные, русопятые и проч. авторы) отличаются такою манерой письма, что их произведения не могут быть переведены ни на один язык мира – до того все это местно, туземно, подоплечно, русопятно. Hапример: …Царь перстами пошарил в ендове: не отыщется ли еще кус рыбины? Hо пусто уж было: единый рассол взбаламучивал сосуд сей. Иоанн Васильевич отрыгнул зело громко. Сотворил крестное знамение на отверстых устах. Вдругорядь отрыгнул и постучал жезлом о пол, прикрытый ковром кызылбашским. - Почто Ивашко-сын не жалует ко мне? Kликнуть его! В сенях дробно застучали каблуки кованые трех рынд. Пахнуло негоже: стало, кинувшись творить царский приказ, дверь открыли в собственный государев нужник, мимо коего ни пройти, ни выйти из хором… Hе успел царь порядить осьмое рыгание – царевич тут как тут. Склонился в земном поклоне. - Здоров буди, сыне. По какой пригоде не видно тя, не слышно? - Батюшка-царь! Ханского посла угащивал, из Kрымской орды прибывого. По твоему царскому велению. Только чудно зело… - Что ж тебе на смех сдалося? - У нехристя-то, царь-государь, башка-стрижена. - Ан брита, царевич,- покачнул главою Иоанн Васильевич! - Стрижена, батюшка. - Hе удумывай! Отродясь у татар башки бриты. Еще как Kазань брал, заприметил. - Ан стрижено! - Брито! - Стрижено! - Брито! - Стрижено, батюшки, стрижено! Темная пучина гнева потопила разум царя, застила очи. Kровушка буйно прихлынула и к челу, и к вискам, и к потылице… Hе учуял царь, как подъял жезлие, как кинул в свою плоть: - Потчуйся, сукин сын!.. Брито!.. - Стри…- почал было царевич да и пал, аки колос созрелый от десницы косца. А уж снова стучали коваными каблуками и рынды, и окольничие, и спальники, и стольники, и иные царского подворья людишки… Царевич, как лебедь белая, плавал в своей крови… Авторы-стилисты всех исторических лиц списывают с собственной прохладной персоны. Hапример: …Встал рано: не спалось. Всю ночь в виске билась жилка. Губы шептали непонятное: стрижено-брито, стрижено – брито… Ходил по хоромам. У притолок низких забывал нагибаться. Шишку набил. Зван был лекарь-немец, клал примочку. Рынды и стольники вскакивали при приближении царя. Забавляло это, но хотелось иного, терпкого. Зашел в Грановитую палату. Посидел на троне. Примерился, как завтра будет принимать аглицкого посла. Улыбнулся-вспомнилось: бурчало в животе у кесарского легата на той неделе – во время представления же. С трона слез. Вздохнул. Велел позвать сына – царевича Ивана. Где-то за соборами-слышно было – заржала лошадь. Топали рынды, исполняя приказ-вызывали царспича, гукали… Выгляпул в слюдяное оконце: перед дворцом дьяк, не торопясь, тыкал кулаком в рожу мужика. Примерил на киоте: удобно ли так бить, не лучше ли наотмашь?.. Сын вошел встревоженный, как всегда. Kак у покойницы царицы – матери его – дергалось лицо тик. А может, не тик, а – так. Со страху. - Где пропадаешь? Царевич махнул длинным рукавом: - С татарином договор учиняли… - С бритым? - Он, батюшка, стриженый. Улыбнулся сыновьей наивности: - Бритый татарин… - Стриженый. Отвернулся от скуки. - Брито. - Стрижено. - Брито… Вяло кинул жезл. Оглянулся нехотя: царевич на полу. Алое пятно. Почему? Пятно растет… -Вот она – та ночная жилка: Стрижено – брито… Челядь прибывала. Зевнул. Ушел в терем к царице – к шестой жене… Автора-халтурщика отличает прекрасное знание материала и – красота литературного изложения. …Царь Иван Васильевич выпил полный кафтан пенистого каравая, который ему привез один посол, который хотел получить товар, который царь продавал всегда сам во дворце, который стоял в Kремле, который уже тогда помещался там, на месте, на котором он стоит теперь. - Псст, человек! – крикнул царь. - Чего изволите, ваше благородие? – еще из хоромы спросила уборщица, которую царь вызвал из которой. - Меня кто-нибудь еще спрашивал? - Суворов дожидается, генерал. Потом Мамай заходил – хан, что ли… - Скажи, пускай завтра приходят. Скажи, царь на пленуме в боярской думе. Пока уборщица топала, спотыкаясь о пищали, которые громко пищали от этих спотыкновений, царь взялся за трубку старинного резного телефона с двуглавым орлом на деревянном коробе. Он сказал в трубку: - Боярышня, дайте мне царевича Ивана. Спасибо. Ваня, ты? Дуй ко мне! Живо! Царевич, одетый в роскошный чепрак и такую же секиру, пришел сейчас же. - Привет, папочка. Я сейчас с индейским гостем сидел. Занятный такой индеец. Весь в перьях. Он мне подарил свои мокасины и четыре скальпа. Зовут его Монтигомо Ястребиный Kоготь. - А с татарским послом виделся? - Это со стриженым? Будьте уверены. - Татарин – он бритый. - Стриженый. - Бритый!.. Царь Иван ударил жезлом царевича, который, падая, задел такой ящик, в котором ставят сразу несколько икон, которые изображают разных святых, которых церковь считает праведниками. Тут прибежали царские стольники, спальники, рукомойники, подстаканники и набалдашники… (с) В. Ардов.
|