Добро пожаловать в КИДЕК!

АвторСообщение
Татьяна



Сообщение: 644
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 24.09.08
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.09 20:03. Заголовок: Общество. Воспитание. Этикет.-2


Поговорим об эпохе первой половины XIX века. Каким было общество?

Любви все возрасты покорны! Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]


Татьяна



Сообщение: 2016
Настроение: Прекрасное!
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.12 12:14. Заголовок: "Разночинская..


"Разночинская" дуэль.


Хотя Утин и Жохов и были дворянами средней руки, их занятия, взгляды и интересы были характерны скорее для разночинцев. Принадлежность к дворянству явно не была для них решающим фактором в их решении выйти на дуэль. Секунданты же в этой дуэли — за исключением Евгения де Роберти де Кастро де ла Серда, сына испанца, получившего российское гражданство — и вовсе были типичными разночинцами: секундант Утина, критик Виктор Буренин, был внуком крепостного; секундант Жохова, журналист и переводчик Е.К. Ватсон, был сыном провинциального лекаря. Более того, причины этой дуэли были связаны с характерно разночинскими профессиональными занятиями противников и их политической деятельностью.

Предметом раздора послужила защита Утиным в суде молодого радикала Гончарова, обвиненного в распространении «возмутительных» политических листовок. В конце концов Утин был вызван на дуэль за распространение слухов о том, что газетные статьи Жохова по делу Гончарова оказывали неподобающее влияние на слушания в суде и способствовали осуждению обвиняемого.

Ситуацию осложнял любовный треугольник: молва обвиняла Жохова в том, что он, будучи в связи с женой Гончарова, оговорил его с целью устранить соперника.
Дуэль закончилась трагически: Жохов умер от ранения в голову; жена Гончарова совершила самоубийство, а ее сестра покончила с собой год спустя, после неудачной попытки отомстить Утину.

За самой дуэлью последовало не менее сенсационное судебное разбирательство, к которому были привлечены многие выдающиеся журналисты и литераторы, в частности М.М. Стасюлевич, А.Н. Пыпин и А.С. Суворин. Утина защищал знаменитый В.Д. Спасович. Утин был осужден и приговорен к пяти месяцам заключения.

Поведение участников и секундантов как во время, так и после дуэли, вероятно, ужаснуло бы пуристов дуэльной традиции. Прежде всего поведение дуэлянтов было неподобающе эмоциональным. Жохов, согласно свидетельству его секунданта, по дороге к месту дуэли «то истерично плакал, то смеялся».
В свою очередь, с Утиным, после того как он ранил противника, «сделались конвульсии, он плакал и рыдал, как ребенок, как женщина в истерике».
На месте дуэли Жохов вмешивался в ее процедуру. Так, беспокоясь, не увеличат ли секунданты расстояние между стреляющими, он самолично проверил число шагов. Его действия не были бесчестными, но были неподобающими с точки зрения ритуала дуэли.
В целом оба дуэлянта вели себя как дилетанты. Их поведение демонстрировало как недостаточное знакомство с дуэльной традицией, так и психологическую чуждость ей.

Характерно, что друзья Жохова воспринимали его чрезвычайную неопытность и незнание дуэльного ритуала как доказательство его искренности и даже как знак его правоты. Они восхищались его пренебрежением такими вполне позволительными и даже ожидаемыми от дуэлянта предосторожностями, как использование темной одежды и принятие защитной позы: «Для него, очевидно, дуэль была существенным делом, вопросом жизни и смерти; он подчинился предрассудку с серьезной решимостью, быть может, с верою в суд Божий. Об одежде, о внешности он нимало не беспокоился, несмотря на то, что де Роберти просил его одеться, как следует. На нем был открытый жилет, светлые брюки, пиджак, застегнутый на одну пуговицу. Он снял пальто, в котором приехал, несмотря на то, что секунданты его советовали ему не снимать. <...> Жохов никогда не стрелял и не умел ни держать пистолета, ни становиться полуоборотом; хотя его перед дуэлью учили этому, но он ничего не исполнил и стал прямо, выставив весь корпус en face».
А.С. Суворин, свидетельство которого цитируется, очевидно, считал, что верность дуэльному ритуалу была пустой формальностью, компрометирующей нравственный облик дуэлянта.
Утин, лучше знакомый с правильным дуэльным поведением и следующий ему, становится объектом суворинской насмешки: «Утин сильно позировал и вел себя как человек, знакомый с условиями дуэли. Он явился весь в черном и стал вполоборота, как обыкновенно становятся, чтобы дать противнику менее прицела, сплошной цвет одежд также необходим для того, чтобы дать менее прицела противнику: белая рубашка, цветной жилет, цепочка от часов, цветные брюки — все это может служить целью, в которую противник направит дуло пистолета. Жохов ни о чем подобном не заботился».
В рассказе Суворина звучит характерное для разночинцев недоверие к условностям. Знание правильного дуэльного поведения, которым гордились Пушкин и его современники, он представляет как свидетельство дурных намерений Утина и его неискренности: «По слову "раз" Утин поднял пистолет по линии верно и умеючи, Жохов поднял его без правил, по своему соображению, как делает человек, отроду не обращавшийся с оружием».
Отказ Утина помириться «под пистолетом» — стандартный ответ на стандартное предложение секундантов — Суворин интерпретирует как аффектацию: «Перед дуэлью де Роберти подошел к Утину и спросил, не хочет ли он помириться. "На месте?" — сказал Утин, то есть, другими словами: "Теперь уже не время". Естественно, что Жохов на такой вопрос отвечал: "Нет, не хочу"».

Широкое освещение в прессе этой дуэли, в том числе связанного с ней судебного разбирательства, контрастирует с той атмосферой секретности, которая традиционно окружала дела чести. В этом деле секунданты не только давали показания в суде — этого они, вероятно, не могли избежать, —
но и рассказывали о дуэли друзьям в мельчайших подробностях.

Особенно неприемлемыми с точки зрения кодекса чести выглядят пересуды о предполагаемой роли в конфликте госпожи Гончаровой. Склонность разночинцев открыто исследовать свои чувства и взаимоотношения сталкивается здесь с характерным для кодекса чести обычаем хранить тайну.

Несмотря на свое недоверие к символике дуэли, разночинцы все же сочли ее необходимым средством ограждения своего личного пространства. Однако их опыт в ведении дел чести был ограниченным: их знание дуэльного ритуала, как и других форм светского поведения, было опосредованным, и поэтому на месте дуэли они демонстрировали либо чрезвычайную безыскусность, либо преувеличенное следование правилам. Тем не менее устойчивый интерес разночинцев к дуэли помог утвердить ее как нейтральный в сословном отношении механизм защиты личной чести и достоинства.

Скрытый текст



Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
Профиль
Грин



Сообщение: 1481
Настроение: Все проходит...
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.12 13:47. Заголовок: Разночинцы, критикуя..


Разночинцы, критикуя дворян, подражают им.

И все-таки жизнь прекрасна! Спасибо: 0 
Профиль
Татьяна



Сообщение: 2018
Настроение: Прекрасное!
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.12 20:59. Заголовок: Как одевались девушк..


Как одевались девушки-крестьянки

Умение хорошо одеваться («быть щеголёной») для девушки брачного возраста являлось необходимым качеством, если она хотела пользоваться успехом у противоположного пола.

Праздник, когда всё население деревни выходило на улицу, служил отличным поводом для девушек продемонстрировать окружающим свои самые лучшие наряды, меняя их по три-четыре раза в день. При этом матери парней не стеснялись проверять качество девичьей одежды на ощупь – они могли подойти к девушке, отогнуть подол, оценить ткань и то, насколько хорошо сшит наряд.

В некоторых деревнях по обычаю, в первую неделю Святок, дома односельчан (в первую очередь те, где жили холостые парни) посещали группы девушек, одетые в лучшие костюмы, но с лицами, прикрытыми тюлевой тканью. Демонстрируя свои наряды, они заставляли хозяев угадывать, кто скрывается под тюлевой маской.

Крестьянской девушке полагалось иметь три вида одежды – для будней, для праздников и для свадьбы. При этом полных праздничных костюмов должно быть несколько – один для посиделок и гуляний, другой для посещения церкви в воскресные дни, третий для Рождества, еще один – на Пасху и т.д.

Хорошо одеть дочь, чтобы «люди не осудили», были обязаны родители, что иногда становилось настоящей проблемой, особенно в небогатой семье, где росли несколько девочек. Например, в середине 19 века ярмарочная цена готового праздничного костюма для девушки была сопоставима с ценой на хорошую корову и жеребенка (около 25 рублей). Поэтому мать, и прежде всего сама девушка активно работали на наряды и приданое – выращивали лён, пряли, ткали, шили, продавали продукты натурального хозяйства, работали по найму в богатых семьях.

В середине 19 века в России девушки носили в основном традиционные (национальные) костюмы. Что представляла из себя эта одежда?

Рубаха – это основная часть девичьего костюма. Рубаха могла быть цельной, то есть сшитой из длинных, до щиколоток, полотнищ ткани, или составной – собранной из двух частей. Ворот у рубахи делали круглым, в мелкую сборку, а рукава – длинными. Зауженными книзу. Довольно долго использовался старинный покрой рубахи-долгорукавки.
Рукава таких рубах имели прорези для рук и достигали в длину 2-3 метров Длинные концы при этом свисали вниз, заставляя девушку держать руки, сложенными на груди.

Сарафан одевался поверх рубахи. Это длинная одежда на лямках без рукавов. Были очень популярны сарафаны с большим количеством клиньев. Спереди сарафан застегивался на пуговицы, или был без разреза с имитацией застежки. Часто сарафан делали теплым за счет шерстяной подкладки, так как по праздникам осенью и зимой сарафан носили без шубы, или с короткой шубкой. Сарафаны украшали вдоль переднего шва кружевом, фабричной яркой тесьмой, серебряными пуговицами.

Головной убор был важной частью праздничного костюма девушки. Например, в деревнях Русского Севера он назывался «венцом». Венец вырезали из картона или береста и придавали ему овальную форму, а верхний край делали зубчатым. Лицевую сторону украшали жемчугом, бисером, блестками и т.п., а изнанку обтягивали ситцем. Крепили венец на парчовую повязку, которую укладывали по темени, а затем завязывали под косой на затылке. Девушки Южной России в праздник украшали голову венками и повязками, которые также представляли из себя довольно сложные и очень нарядно украшенные головные уборы – одевали их перед зеркалом довольно длительное время.

Украшения в большом количестве дополняли девичий праздничный наряд. Все девушки носили серьги. В северных районах России были популярны сережки в виде бабочек, а серьги в форме птицы носились по всей России: подвеску в виде парящей птички украшали цветной эмалью, жемчужинками, бисеринками. Девушкам нравились «долгие», то есть длинные серьги, которые красиво звенели и раскачивались при движении. Гладкими кольцами из меди, олова или серебра украшали все пальцы, кроме больших. Материалом для браслетов служил обычно не металл, а узкие полоски шелка или бархата с золотой нитью (зарукавья). Шею и грудь девушка прикрывала «украсами» - бусами, цепочками, ажурным воротником из цветного бисера. Хорошие бусы были дороги, но на ярмарках и базарах продавались дешевые бусы из цветного стекла или бисера. Кроме того, на гулянье девушка брала с собой ширинку – небольшой платок с вышивкой: ширинка использовалась во время хоровода и на гуляньях, когда девушки махали ими в сторону зрителей, привлекая к себе внимание.

Весной и осенью девушки носили двубортную приталенную одежду с невысоким воротничком и длинными прямыми рукавами (кафтан, коротайка) из шерсти или сукна деревенского или фабричного производства. Последний вариант был предпочтительнее в молодежной среде. Девушки украшали такую одежду тесьмой, разноцветными шнурами, черным плисом. Покрой шуб был почти аналогичен покрою суконной одежды. В зимние праздники девушки из богатых семей красовались на улицах в заячьих, бобровых, лисьих шубах, которые шили мехом внутрь. Их менее обеспеченные ровесницы ходили в шубах из дубленых или сыромятных овчин.

Обувь зимняя представляла собой сапожки или валенки, особенно модными у богатых девушек Севера считались белые валенки с красной вышивкой. Кожаную обувь носили с вязаными чулками длиной до колена, без пятки и закрепляли на ноге круглыми подвязками. До конца 19 века в крестьянской среде оставались популярными лапти, особенно ценились нарядные – «писаные» - лапти, которые девушки украшали бисером и разноцветной тесьмой, вплетавшейся в месте с лыком.

Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
Профиль
Гром



Сообщение: 1433
Настроение: романтичное
Зарегистрирован: 25.09.08
Откуда: Москва
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.12 13:44. Заголовок: Вот тебе и нищие, за..


Вот тебе и нищие, замученные тяжелой работой крестьянки!
Модницы, в мехах и бижутерии!

Не жалею, не зову, не плачу Спасибо: 0 
Профиль
Мим



Сообщение: 472
Настроение: счастливое
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: Москва
Репутация: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.12 13:46. Заголовок: Праздников, то бишь,..


Праздников, то бишь, выходных тоже немало.

Нам не дано предугадать Спасибо: 0 
Профиль
Алекса



Сообщение: 1339
Зарегистрирован: 01.10.08
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.12 18:03. Заголовок: Татьяна пишет: Рука..


Татьяна пишет:

 цитата:
Рукава таких рубах имели прорези для рук и достигали в длину 2-3 метров Длинные концы при этом свисали вниз, заставляя девушку держать руки, сложенными на груди.



Мрак! Как же они работали?!

Прощай, юность! Спасибо: 0 
Профиль
Татьяна



Сообщение: 2023
Настроение: Прекрасное!
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.12 23:34. Заголовок: Алекса пишет: Как ж..


Алекса пишет:

 цитата:
Как же они работали?!



Это праздничный костюм. В нем не работали. Привычку складывать руки на груди воспитывали с детства.

Гром пишет:

 цитата:
Вот тебе и нищие, замученные тяжелой работой крестьянки!


Бедность в понимании крепостного крестьянина - это когда у него только одна корова, одна лошадь, у дочки один праздничный наряд и один сундук с приданым.

Крепостные - не рабы. Они владели личным имуществом и могли разбогатеть. Были крепостные-миллионеры, куда богаче хозяев. Челяди приходилось намного сложнее, но в основной массе помещики в черном теле прислугу не держали. Было престижно хвастаться своих благополучием. Вспомним, как Дубровского оскорбил лакей Троекурова. Гораздо тяжелее был моральный гнет и духовная зависимость, а не материальное содержание.
Крепостные также отмечали праздники, отдыхали изредка, любили, ненавидели, ссорились и т.д.

Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
Профиль
Грин



Сообщение: 1494
Настроение: Все проходит...
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.12 14:40. Заголовок: Татьяна пишет: В зи..


Татьяна пишет:

 цитата:
В зимние праздники девушки из богатых семей красовались на улицах в заячьих, бобровых, лисьих шубах, которые шили мехом внутрь.



Мда. Впечатляет.
У крепостных в БН наряды попроще были.

И все-таки жизнь прекрасна! Спасибо: 0 
Профиль
Малка
Лунная Фея




Сообщение: 1415
Настроение: Бесконечно лунное
Зарегистрирован: 24.09.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 24
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.12 14:35. Заголовок: У крепостных крестья..


У крепостных крестьян тоже расслоение было немалое. От богатых до бедных. И свои привилегии, которые охотно даровал барин за дополнительную плату. Коррупция в России имеет давние и прочные корни.

Не все то золото, что блестит Спасибо: 0 
Профиль
Волк



Сообщение: 1459
Зарегистрирован: 27.09.08
Откуда: Планета Земля
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.12 15:26. Заголовок: Спасибо, интересно п..


Спасибо, интересно почитать

Волк, Волчище, Серый Хвостище - вечный раб Прекрасной Елены. Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет