Лика, я привела как пример судьбу А.В.Никитенко, но таких людей, как он, было много. Есть даже термин - КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.
Учёные, архитекторы, художники, актёры, композиторы и люди др. творческих профессий из среды крепостных крестьян. Чаще всего они получали образование или возможность заниматься искусством благодаря содействию своих хозяев (как правило, из своекорыстных интересов помещиков-крепостников).
К.И.появилась в России во 2-й половине 18 века, в основном из дворовых. Вот список навскидку:
1.17 и 1 половина 18 вв. - зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозёров).
2. Во второй половине 18 - первой половине 19 вв. огромный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре - А.Н. Воронихин, академик и профессор архитектуры И. С. Семёнов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев - преподаватель Горного ин-та и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.); в живописи - Ф. С. Рокотов, М. Шибанов, Е. Д.Камеженков (после освобождения - академик петерб. Академии художеств), И. П. Аргунов (умер крепостным, освобождение было оформлено, но запоздало), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин (академик петерб. Академии художеств), О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобождён по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков.
Крупными представителями русской музыкальной культуры 18- нач. 19 вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Кандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярёв, композитор А. Л. Гурилёв, хормейстер Г. Я. Ломакин.
В области литературы, кроме Т. Г. Шевченко, были известны И.С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф. Н. Слепушкин, Е. И.Алипанов.
Особенно значительна роль К. И. в развитии русской театральной культуры 18-19 вв. Крупнейшими актёрами крепостной сцены были П. И. Ковалёва (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), Е.Семенова, С. Ф. Мочалов (отец великого трагического актёра), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности.
В конце 18- начале 19 вв. работало свыше 170 крепостных театров (Шереметевых - в Москве, С. С. Каменского - в Орле, П. И. Есипова - в Казани и др.). Именно оттуда выдающиеся актеры прокладывали дорогу в императорские театры и таким образом создавались актерские знаменитые династии.
Я не упомянула Семенову, Самойловых, Асенкову - их корни (родители, деды ) тоже крепостные. Всех не упомнить, еще Айвазовский - друг НП.
Выдающиеся актрисы и замуж за дворян выходили, и свет их с восторгом принимал, и во дворце карьера складывалась. По-разному было, но зависело уже от личностных качеств.
Лика пишет:
цитата: |
не помню, чтобы в БН, Анна с кем нибудь обсуждала литературную критику. |
|
Обсуждение - это, по-вашему, критерий чего?!
Лика пишет:
цитата: |
не припомню, где героиня Кориковой считала, что всех надо освободить. Она вступилась за Никиту, но никогда не говорила, что стоить освободить всех. |
|
А разве гражданская позиция заключается только в обсуждении или просьбах освободить крестьян?!
Гражданская позиция заключается в нравственном отношении к жизни. То есть, человек ведет себя нравственно и того же требует от других. Если он видит подлость, он ей противостоит. Анна как раз занимала активную гражданскую позицию и боролась с окружающей ее низостью тем, что не допускала в своем присутствии несправедливости, осуждала ее и не подчинялась ей. Если бы каждый на своем месте вел себя так, как Анна, мир был бы намного чище. Она защищает несправедливо обиженных и обвиненных, прямо обозначает проблемы, осуждает неправедные поступки и не соглашается на бесчестные, с ее точки зрения, сделки. Каждый должен проявлять гражданскую позицию на своем месте, а не сбиваться в стадо и чего-то там провозглашать и требовать.
Есть люди, которые много болтают о высоком, но лично сами себе противоречат поступками. Пример- ОК, НР. Они много болтают о чести, высоких чувствах, но как только их заденет, начинают строить пакости, выгадывать себе тепленькие местечки, проявляют несправедливость и своим эгоизмом достают окружающих. Для них собственное Я превыше всего. Анна - полный антагонист. Для нее сначала дело, потом только Я.
Освобождать кого бы то ни было у Анны не было ни права, ни возможности, за исключением ситуации шантажа, когда она ценой своего позора спасла Никиту от каторги. Говорить об освобождении всуе - глупость, Анна у нас девушка незаурядно умная.
К тому же в то время и крестьяне, и дворяне по-разному смотрели на вопрос освобождения. Были такие крепостные, которые слезно молили хозяина не отпускать их в 1861 году. Были такие, которые считали дни и только и мечтали о свободе.
К реформе в России было 1.5 миллиона дворовых крестьян и их выбросили на улицу хозяева без всякого денежного возмещения. Крестьяне в деревнях хоть свои личные наделы имели, а у дворовых за душой ничего не было! Многие из них - старые и больные, отдавшие здоровье на своих хозяев, - умирали на улице, нищенствовали. Да они зубами цеплялись за свои проклятые места у хозяина! Те, кто помоложе, уходили в наймаки.
Спектр отношений крепостных и дворян весьма широк, а вы выбрали из него узкую полосочку и считаете, что все положительные только и должны про освобождение говорить.
Время рассудило в пользу освобождения кровавого, несправедливого, в пользу дворян.
А могло все пройти гораздо мягче и справедливее, как предлагали некоторые дворяне, между прочим.