Добро пожаловать в КИДЕК!

АвторСообщение



Сообщение: 1126
Настроение: Могло быть и лучше
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.10 18:25. Заголовок: Брак и развод в середине 19 века.


Открываю тему с целью систематизировать разбросанные по форуму материалы на эту тему. Просто устала приводить одни и те же доказательства в разных темах. Итак...

Процедура развода в императорской России была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий. Сам процесс носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решение выносилось на основании формальной оценки доказательств, т.е. решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию строго определенных доказательств, которыми, например, при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей-очевидцев.



Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 50 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Сообщение: 726
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: Москва
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 09:08. Заголовок: Гость пишет: ведь с..


Гость пишет:

 цитата:
ведь современный Гражданский Кодекс по данным не так сильно был изменен.



Изменен, и очень кардинально. О каком двоеженце может идти речь, если если официальная запись о прекращении предыдущего брака?!

Гость пишет:

 цитата:
я юрист и именно в области Гражданского права и привыкла основываться не на исповедях кто где и кому сказал, а на законах.



Тогда вы единственный юрист, основывающийся на законах в нашей стране и в наше время.

А я лечу, все лечу... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1131
Настроение: Могло быть и лучше
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 09:32. Заголовок: Трудно придумать что..


Трудно придумать что-либо тоскливей бракоразводного процесса, хотя в христианском мире эта юридическая сухомятка имеет длинную и славную историю.

"Негативное отношение к разводу христианских церквей известно. Тем не менее в православии полного запрета на развод не существовало. На Руси до XVII века мужья писали женам разводные письма, которые заверялись священником, после чего брак считался расторгнутым. Но, как это бывало у великороссов, к одной цели вели два пути: прямой и окружной, но более верный. Национальным способом избавиться от супружеского бремени стало принудительное пострижение жен в монахини. Популярность такого "развода" росла так быстро, что уже в 1681 году патриарх Иоаким ввел ограничение, согласно которому нельзя было постригать одного супруга при жизни другого, а если такое и случалось, то супруг, оставшийся в миру, не имел права вступать в новый брак.

Если брак был расторгнут по причине прелюбодеяния, виновник также не имел права на повторное супружество. На практике жертвами этого закона становились представительницы прекрасной половины человечества.

В XVIII-XIX веках браки расторгали особые церковные управления - консистории, а их решение утверждалось Святейшим Синодом. В 1850 году Николай I утвердил список официальных оснований, достаточных для развода: в частности, "доказанное прелюбодеяние", неспособность одного из супругов "к брачному сожитию", отсутствие одного из супругов в течение 5 лет, лишение "свободы и прав состояния", наконец, пострижение в монашество."

Только в 1850!

Неверов Александр

Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1132
Настроение: Могло быть и лучше
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 09:40. Заголовок: Разводы по-русски ил..


Разводы по-русски
или картинка из жизни.

Неспособность одного из супругов к брачному сожительству признавалась уважительной причиной для развода, но ее приходилось долго доказывать. Например, Белгородский архиерей в 1728 году издал распоряжение об освидетельствовании некоего Григория Губина. В документе говорится, что в июле 1727 году Матрена из села Покровское Усердского уезда обратилась к валуйскому протопопу с прошением о разводе. Матрена сообщила, что в апреле прошлого года была выдана замуж за однодворца Григория Губина, но по сей день «сопряжения с ним не имеется, понеже де у его Григория естества нет». Григорий был вызван к протопопу и поклялся, что не имел сношений с женой «того ради, что у меня естество малое». Неудалый муж обещал «дать Матрене свободу», но архиерей, получив от протопопа заявления обоих супругов, не удовлетворился их добровольным признанием и наложил резолюцию: «Сей сказке не верить, пока мест не освидетельствуют того естества подлинно». А чтобы «в том не было подлогу, оного Григория Губина выслать в Белгород».

Впрочем, подозрительность пастыря имела под собой основания, потому что симуляции, видимо, случались. Так, сохранились протоколы по делу о некоем Захарии Бобрицком, жившем в конце восемнадцатого века. Тесть Захария просил избавить свою дочь Евфросинию от брака с мужем по причине его неспособности к плотскому совокуплению. Неспособность эта была засвидетельствована лекарем, после чего супруги получили чаемую свободу и Евфросиния вступила в новый брак. Но через некоторое время решил вступить в повторный брак и Захарий. Для этого он вновь отправился к врачу и получил справку о том, что прежняя его неспособность происходила от «раны близ естественного уда, по случаю тогда приключившеюся». Но «как ныне он совершенно выздоровел от раны и все части уда его пришли в надлежащий свой порядок и действие, то нет ни малейшего сумнения ко вступлению ему в законный брак». В консистории, куда Захарий обратился за разрешением венчаться, его направили на повторное освидетельствование, но и оно показало полную пригодность жениха. После чего консистории только и осталось «дозволить ему, Бобрицкому, по молодым его летам, которых он имеет тридцать один, вступить в законный брак…».

"История разводов"
Олег Ивик


Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1133
Настроение: Могло быть и лучше
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 09:43. Заголовок: И таких историй можн..


И таких историй можно привести достаточно.

Да, развод дело трудное, долгое, рискованное, но кто имел желание, деньги и связи, а также терпение и активную позицию, своего добивались так или иначе.



Платон мне друг, но истина дороже! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 621
Настроение: Все проходит...
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.10 08:33. Заголовок: Татьяна пишет: В ко..


Татьяна пишет:

 цитата:
В консистории, куда Захарий обратился за разрешением венчаться, его направили на повторное освидетельствование, но и оно показало полную пригодность жениха. После чего консистории только и осталось «дозволить ему, Бобрицкому, по молодым его летам, которых он имеет тридцать один, вступить в законный брак…».



Ловко обошли закон! Не каждый на такое решится, но Захарию уж очень опостылела первая жена.

И все-таки жизнь прекрасна! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 540
Зарегистрирован: 30.09.08
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.10 13:42. Заголовок: Про Захария, да...кр..


Про Захария, да...круто!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1164
Настроение: Минор в шоколаде
Зарегистрирован: 25.09.08
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:33. Заголовок: Вот интересные свиде..


Вот интересные свидетельства, что не всегда церковь слушались и исполняли ее закон.


Как именно разводились на Руси до её крещения, сегодня доподлинно не известно. Известно только, что разводились, причём, судя по всему, достаточно активно — даже христианство не смогло положить этому конец и вынуждено было с этим как-то сообразовываться.

Начиная с одиннадцатого века руководство семейными делами на Руси было передано Церкви.


«Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных», изданный на рубеже тысячелетий, передаёт в ведение церковного суда многочисленные категории дел, в том числе о ведовстве и еретичестве, незаконных связях и изнасилованиях...

Суду митрополита подлежал даже тот, кто использовал в драке незаконный приём «зубоядения» (то есть кусался). Под юрисдикцию митрополита переходили теперь и дела о «роспустах» — разводах.

Как именно должен был пастырь мирить или разводить поссорившихся супругов, князь Владимир умалчивает. Но об этом более подробно говорится в первом письменном своде законов — «Уставе князя Ярослава о церковных судах», который был издан в середине одиннадцатого века и расширен преемниками князя.

За самовольный развод с женой «Устав» предлагал карать мужа рублём или гривной, причём сумма менялась в зависимости от социального статуса супругов:

«Аще же пустит боярин жену великих бояр, за сором ей 300 гривен (гривна «кун», равная примерно 1/60 золотой гривны. — О.И.), а митрополиту 5 гривен 192 золота, а менших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людии 2 рубля, а митрополиту 2 рубля...»

Интересно, что сумма, которую получала жена «за сором», совпадала с суммой, которую получал митрополит, хотя он «сорому» и не терпел. Кроме того, она в точности совпадала с размером штрафа за изнасилование и за словесное оскорбление женщины — Ярослав не баловал своих подданных разнообразием штрафов и за оскорбление словом и делом карал одинаково:

«Аще кто пошибает (изнасилует. — О.И. ) боярскую дочерь или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота...»

«Аще кто зовёт чюжую жену блядию, а будет боярьская жена великих бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота...»

А вот за развод по взаимному согласию штрафовали по-разному, в зависимости от того, был ли брак венчанным. Развод невенчанных супругов стоил шесть гривен, венчанных — двенадцать.

Впрочем, в те годы простой народ на Руси в основном жил в невенчанных браках — Церковь этому не препятствовала и такие браки признавала (в отличие от безбрачного сожительства, за которое девиц и вдов помещали «в дом церковный», то есть передавали на церковное подворье в ведение епископа).

Венчание прививалось постепенно, и только в 1774 году Священный Синод издал указ, угрожающий анафемой тем, кто жил без венца.

Диана Батай, «Ангелы с плётками»

Никогда не говори "никогда"! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1590
Настроение: Ах -ахах...
Зарегистрирован: 28.09.08
Репутация: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.13 00:08. Заголовок: Интересные факты по ..


Интересные факты по поводу межсословных браков.
Уфимская губерния.
1860 г.
....
В Крестовоздвиженской церкви было заключено четыре брачных союза (два – молодожёны, вдовец с вдовой и вдовец с девицей), из них в трёх случаях дворянин брал в жёны невесту более низкого происхождения. Отметим, что приход находящегося на спуске в Нижегородку Крестовоздвиженского храма состоял в основном из людей достаточно среднего достатка. Так, дворянин К.А. Кудашов (29 лет) женился на солдатской (!) дочери (18 лет), поручителями выступили диакон, мещанин и крестьянин. В другом браке дворянин Г.И. Аничков (вдовец 36 лет) женился на мещанке и тоже вдове (29 лет). Свидетелями выступили два крестьянина и два дворянина, причём со стороны жениха крестьянин и дворянин. Третьим браком стал союз уфимского купца В.Т. Комарова (30-летнего вдовца) с усыновлённой дворянской дочерью Н.С. Енгешерловой (20 лет). Поручителями выступили купеческий сын, запасной унтер-офицер из крестьян, дворянин и мещанин. И в четвёртом браке соединились отставной поручик В.В. Уманцев (35 лет), с крестьянкой (24 лет), оба первым браком, что мещане со стороны жениха и крестьяне со стороны невесты засвидетельствовали в метрической книге.

Два своеобразных брака были заключены в тюремной Петропавловской церкви Уфы. В первом случае жених, 23-летний поручик 243-го Златоустовского резервного батальона, принадлежал к армяно-грегорианскому вероисповеданию, невеста – дочь провизора была моложе его на год. Поручителями у обоих выступили сослуживцы жениха.

Второй же брак возможно являлся нарушением законодательства империи. Запасной фельдшер из крестьян Н.М. Свещиков (26 лет) женился на дочери М.К. Аничкова, которой исполнилось всего 15 лет и 7 месяцев! Такие браки разрешались лишь в случае беременности невесты. Если же священник преступал закон, его наказывали, а молодых разлучали до наступления совершеннолетия. Но данный брак получил разрешение епископа Антония...

Третьим браком в Петропавловской церкви был союз поручика упомянутого батальона с дочерью почётного гражданина. Поручителями у обоих молодожёнов выступили подпоручики и поручики всё того же полка. В четвёртом браке соединились коллежский асессор, податной инспектор Н.И. Романов и дочь фармацевта Генке, поручителями выступили по жениху потомственный дворянин и мещанин, а по невесте статский советник и мещанин. Обращает внимание достаточно большое количество бракосочетаний в Петропавловской церкви тюремного замка (улица Достоевского, 35), Почти все женихи являлись офицерами располагавшегося неподалёку уфимского гарнизона («белые казармы» на улице Александровской / К. Маркса), туда же обратился и бывший военный фельдшер.

Дворяне выступали поручителями в недворянских брачных союзах, например, при свадьбе коллежского регистратора и дочери священника расписывался дворянин Г.В. Шишкин. На венчании студента Московского университета и мещанской дочери присутствовал дворянин К.И. Годронович, при заключении крестьянского брака – дворянин Ф.Ф. Вавилов.


Таким образом, выборочное исследование по нескольким храмам Уфы показывает нарастающее размывание сословной кастовости среди местного дворянства. Объективные факторы – сравнительная малочисленность и бедность уфимского благородного сословия способствовали активному социальному взаимодействию с чиновничеством и мещанством, что особенно прослеживается при анализе восприемников при крещении младенцев. Показательна брачность, молодое поколение дворян уже толерантно относилось к сословным границам, выдвигая на первое место личные предпочтения и материальный достаток. Хотя выводы на основе столь малой выборки носят предварительный характер, общая тенденция всё же прослеживается – ускорение модернизационных процессов разрушало сословные преграды, в городской среде формировалось единое гражданское общество.

Были межсословные браки, были! Так что никакой Корф не герой и его женитьба - не подвиг!


Мир всем и каждому! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 602
Настроение: счастливое
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: Москва
Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.13 13:25. Заголовок: Спасибо за фактическ..


Спасибо за фактический материал.
Фиса пишет:

 цитата:
никакой Корф не герой и его женитьба - не подвиг!


Ясное дело.

Нам не дано предугадать Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1448
Настроение: Все хорошо, прекрасная маркиза
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: Москва
Репутация: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.13 14:35. Заголовок: Фиса пишет: И в чет..


Фиса пишет:

 цитата:
И в четвёртом браке соединились отставной поручик В.В. Уманцев (35 лет), с крестьянкой (24 лет), оба первым браком, что мещане со стороны жениха и крестьяне со стороны невесты засвидетельствовали в метрической книге.



Корф у нас тоже отставной поручик, а вот Анна - совсем не крестьянка, даже до признания ее ПМД.

Все стало вокруг голубым и зеленым... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 50 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет