Отправлено: 28.01.13 00:37. Заголовок: Немного о "добры..
Немного о "добрых" и "благородных" дворянах.
Н.Е. Врангель вспоминал, как его отец, богатый и прекрасно образованный помещик, близкий ко двору Николая I, в память об умершей жене подарил ее сестре одну из горничных покойной. Но сына этой служанки, десятилетнего Ваську, оставил у себя. Однако вскоре свояченица попросила взять подаренную женщину обратно, потому что ей было жаль видеть, как мать горевала в разлуке со своим ребенком. Этот случай сначала вызвал у барона искреннее недоумение и только потом едва ли не впервые навел на размышления о том, что и у крепостных слуг могут быть человеческие чувства! Его сын пишет в своих мемуарах: «Отец призадумался. "Кто бы мог это подумать. Да, как-никак, а в сущности, тоже люди". И мальчика отдал матери…»
Любая жестокость физических расправ над крепостными в усадьбах самых лютых помещиков покажется менее ужасной перед этим искренним господским недоумением, перед отношением к живым людям, христианам — как к вещи или домашнему животному, которых можно продавать, дарить, разлучать с близкими, но именно не по злобе, а по убеждению в естественности и нормальности такого положения вещей. Об этой необратимой нравственной испорченности, как сословном недуге всего российского дворянства, включая лучших его представителей, свидетельствуют те, кто жил в эпоху господства крепостного права и сам невольно оказывался соучастником худших его проявлений. Татьяна Пассек[Из дальних лет. Воспоминания. М., 1963.] вспоминала, как вскоре после своего замужества гостила в имении у дядюшки. При отъезде молодой четы великодушный дядя решил преподнести им приятный сюрприз: Вадиму, ее супругу, подарил отличную верховую лошадь по кличке «Персик» и… молодого башмачника. А самой племяннице — тысячу рублей серебром и, кроме того, двух крепостных девушек в услужение, предложив выбрать самой из всей многочисленной дворни. Много лет спустя Пассек писала об этом не только стыдясь, но еще более удивляясь себе самой и силе влияния на человека общественных привычек: «Все дворовые и горничные девушки были собраны в мою комнату, иных сопровождали матери с умоляющими взорами и заплаканными глазами… Дурная страница открывается в моих воспоминаниях, но и ее надобно внести в них. В этом сознании наказание и отрадное чувство примирения с собою через покаяние. Больше всех девушек мне понравилась единственная дочь у матери-вдовы, я указала на нее. Мать упала мне в ноги, девушка рыдала. Я их утешала, ласкала, дарила, обещала, что ей у меня будет жить лучше, чем в деревне — и девушку удержала, и это не казалось мне бесчеловечным! Так крепостное право, забираясь в сердца, портило чистейшие понятия, давая возможность удовлетворять прихоти».
Сообщение: 1543
Настроение: романтичное
Зарегистрирован: 25.09.08
Откуда: Москва
Репутация:
18
Отправлено: 28.01.13 14:22. Заголовок: Татьяна пишет: Люба..
Татьяна пишет:
цитата:
Любая жестокость физических расправ над крепостными в усадьбах самых лютых помещиков покажется менее ужасной перед этим искренним господским недоумением, перед отношением к живым людям, христианам — как к вещи или домашнему животному, которых можно продавать, дарить, разлучать с близкими, но именно не по злобе, а по убеждению в естественности и нормальности такого положения вещей.
Сразу вспоминается НР из БН. Прекрасная иллюстрация к этим словам! Если МА и Забалуев самодурили по злобе и корысти, то "воспитанная благородная" барышня НР делала это, абсолютно искренне считая, что приносит окружающим благодеяние! Оказывается, сценаристы БН заложили в этот образ историческую правду. НР играла с Таней, как с котенком или со щенком: хочу приласкаю, хочу пну. Чувства девушки ее совсем не интересовали. И она так и не поняла, в отличие от Пассек, мерзость своего поведения. Ни крупицы стыда, ни тени раскаяния. Верно мы ее оценили все-таки
Отправлено: 28.01.13 15:56. Заголовок: Татьяна пишет: Дурн..
Татьяна пишет:
цитата:
Дурная страница открывается в моих воспоминаниях, но и ее надобно внести в них. В этом сознании наказание и отрадное чувство примирения с собою через покаяние.
Золотые слова! Лучше поздно, чем никогда. Гром пишет:
цитата:
"воспитанная благородная" барышня НР делала это, абсолютно искренне считая, что приносит окружающим благодеяние!
У НР вообще мозгов нет. Это существо - сплошной стереотип снобки и лизоблюдки в одном флаконе. Сценаристы знатно ее прописали - типичная фрейлина при развратном дворе. Татьяна пишет:
цитата:
Любая жестокость физических расправ над крепостными в усадьбах самых лютых помещиков покажется менее ужасной перед этим искренним господским недоумением, перед отношением к живым людям, христианам — как к вещи или домашнему животному, которых можно продавать, дарить, разлучать с близкими, но именно не по злобе, а по убеждению в естественности и нормальности такого положения вещей. Об этой необратимой нравственной испорченности, как сословном недуге всего российского дворянства, включая лучших его представителей, свидетельствуют те, кто жил в эпоху господства крепостного права и сам невольно оказывался соучастником худших его проявлений.
Я одного только не понимаю: размытые понятия добра и зла внушались с детства, но как же христианское православие с его равенством перед Богом? Ведь верующая христианка должна была знать, что измываться добром так же преступно, как пороть и калечить, грабить и обманывать.
Да нет, церковь внушала правильные ценности. Только дворянство в массе своей в России было темным, воспринимало учения формально. Другими словами, было больше МА и Забалуевых, которые крепостных за людей не считали, чем ИИ, т.е просвещенные и по-настоящему благородные. Анне повезло с ИИ. НР не то, что без мозгов, она - как все, живет по светским шаблонам. Крепостные для нее не люди, просто предметы, вещи. К вещам ведь тоже можно хорошо относиться, но кто будет воспринимать их всерьез? Она искренне полагала, что делает Тане благо, когда обещала взять ее с собой в Петербург. Где уж ей понять, что Тане ее "забота" как нож острый, ведь у крепостных чувств не больше, чем у стула, например. Внушенные понятия добра и зла касались только своего круга для большинства дворян. Впрочем, НР и тут отличилась: когда ей больно щелкнуло по самолюбию, она, позабыв про дворянку Мари с ее чувствами и любовью в особенности, тут же побежала отдаваться ее жениху, наплевав на все понятия добра и зла. Вот тебе и воспитание благородное! Просто НР создана пустышкой, тут ничего уже не сделаешь. Всю жизнь такой будет - легковесной, импульсивной и кажущейся, не настоящей, в отличие от брата, в котором есть глубина и нравственный стержень.
Отправлено: 29.01.13 22:11. Заголовок: Татьяна пишет: необ..
Татьяна пишет:
цитата:
необратимой нравственной испорченности, как сословном недуге всего российского дворянства, включая лучших его представителей,
Ну, лучшие-то потому и лучшие, что составляли островки нравственности. ИИ никого не продавал, не порол, не унижал. Крепостные на него чуть не молились.
Сообщение: 1534
Настроение: когда как
Зарегистрирован: 24.09.08
Откуда: Москва
Репутация:
22
Отправлено: 31.01.13 17:00. Заголовок: Татьяна пишет: Люба..
Татьяна пишет:
цитата:
Любая жестокость физических расправ над крепостными в усадьбах самых лютых помещиков покажется менее ужасной перед этим искренним господским недоумением, перед отношением к живым людям, христианам — как к вещи или домашнему животному, которых можно продавать, дарить, разлучать с близкими, но именно не по злобе, а по убеждению в естественности и нормальности такого положения вещей.
По этому принципу живет не только НР. Для Шарлотты выдать замуж ОК за выбранного ею жениха - нормальное явление, как для МА выдать Лизу за Забалуева. Речь идет не о крепостных - дворянках, но сам принцип тот же. Но дворянство за свою испорченность поплатилось исчезновением как сословия. Насчет ИИ: похоже, он один в БН руководствовался в своих действиях не испорченной натурой, а целесообразностью. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что его действия по отношению к Анне для девушки были благом.
Отправлено: 17.02.13 23:43. Заголовок: Офицерское собрание ..
Офицерское собрание полка могло ходатайствовать о переводе из полка офицеров, чем-то запятнавших свою честь, и даже об увольнении их со службы. Но при этом офицеру предоставлялась возможность и самому подать соответствующий рапорт. Под пристальным вниманием офицерского собрания находился даже такой сугубо, казалось бы, личный вопрос, как выбор офицером невесты. При этом до 23-летнего возраста офицеру запрещалось вступать в брак. Суждение общества офицеров о пристойности брака было строгим, но логичным. Не разрешалось жениться на опереточной актрисе или цыганке из хора, на дочери человека неблаговидной профессии, например ростовщика.
Если семья невесты своим образом жизни, поведением, воспитанием показывала, что находится в положении более низком, нежели подобает быть людям, допускаемым в офицерскую среду, разрешение на свадьбу ставилось под сомнение. В то же время бедность невесты, ее национальность, происхождение, скромность общественного положения не являлись препятствием к положительному решению вопроса о браке. В приказе военного министра № 134 (1909 г.) говорилось: «Вопрос о пристойности брака обер-офицеров, предварительно окончательного разрешения брака, передавать на обсуждение суда чести». Важным элементом сплочения офицерского коллектива являлись общие собрания офицеров части, являющиеся высшим органом офицерского собрания. Они проводились с разрешения командира, о чем объявлялось в приказе с указанием дня, времени и вопросов, выносимых на обсуждение. Как правило, обсуждались вопросы службы, быта офицеров, материальной обстановки, чести и достоинства, установления денежных взносов на нужды офицерского собрания, выборов в распорядительный комитет и членов суда общества офицеров и др.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет